?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
как гнусный симулякр наполнить светом осознания?
dosomething.
nasa2008
Зофф ведет блог  Theologiestudent | Просто еще один блог студента богословия.

Цитирую оттуда хороший пост (под катом):

Одна вещь всё-таки меня выводит из себя во время обучения здесь. Покружу сейчас вокруг неё. Я бы назвал это симуляцией или нечестным деланием того, что делаешь. Т.е. вот есть обучение, есть университет, — в основе этого лежит определенная идея, образ, посмотрев на который, понимаешь, зачем это всё. Есть я, у меня есть проблема: отсутствие некоторых знаний. Есть другие люди, у которых эти знания есть, и, которые, по доброте душевной, готовы мне эти знания передать. И мы объединяемся, чтобы поработать над этой общей для нас задачей. Соответственно, мы (я и преподаватель) — соратники, коллеги, причем, я являюсь ниболее заинтересованным лицом в решении этой задачи.
Но, в силу некоторых неприятных, хотя и понятных причин, ученик, тот, которому так подфортило, что нашлись люди, готовые ему помочь в решении его проблемы, вообще не видит, что у него таковая проблема (задача) имеется, не представляет себя соучастником процесса добычи необходимых ему знаний, но является «человеком-которому-не-дают-поиграть-на-компьютере-заставляя-учить-какое-то-г%о-а-то-иначе-мама-расстроится-и-в-армию-заберут».
Соответственно, у второй стороны, у преподавателя, есть два честных пути: либо через свои личные качества волшебным образом водворить ученика в позицию заинтересованного в обучении человека (я бы не смог, хотя есть такие люди), либо бросить вообще это занятие, но нужно кушать, где-то жить, да и «мама расстроится», поэтому остается еще нечестный вариант — стать надзирателем, человеком с кнутом. А далее это приводит к различным объяснительным, взысканиям, выгонениям с пары и прочему мракобесию. И тогда у нас обе стороны, призванные решать общую прекрасную задачу, начинают решать каждый свои «мелкие земные задачки», превращая всю конструкцию в какой-то гнусный симулякр.
Т.е. внешне люди делают одно дело, а на самом деле — совсем другое.
Это сейчас был абсолютно бессмысленный и неконструктивный крик души, за который я прошу прощения, так плохо себе представляю возможный выход из положения.
Такие дела


Источник: http://student.my-shared.info/2009/01/02/делать-честно-свое-дело/

К чему это?
Я помню какой была в вузе я, и какими были мои однокурсники. Все выглядело именно так: ОСОЗНАННО учились только единицы, те, кто был или сильно старше по возрасту (приходили на второе образование, или после академов..) или те, кто уже был ВЗРОСЛЫМ по стечению жизненных обстоятельств. Остальные, большая часть, представляли из себя такой вот кисель в человечьем обличье, как точно описывает Зоф, «человеком-которому-не-дают-поиграть-на-компьютере-заставляя-учить-какое-то-г%о-иначе-мама-расстроится-и-в-армию-заберут».

Спасибо, Зофф, заставил меня конкретизировать мои вопросы, сформулировать суть одного неназываемого пока мега-проекта:

  • Что сделать, чтобы ситуация "гнусный симулякр" изменилась?
  • Что сделать, чтобы встречающиеся тебе люди все реже говорили что-то типа как я говорила "после ВУЗа я и не собирался работать по специальности" ?
  • Что сделать, чтобы огромное кол-во людей прекратило прозябать 5-10 лет своей жизни делая каждый день то, что им не хочется на самом деле, ибо они боятся признаться себе в этом?
  • Что сделать, чтобы повсеместная безответственность народа исчезла и появилась тотальная ответственность Человеков*?
  • Чтобы вместо "присосаться к ресурсу" в головах людей  был новый подход к жизни?
  • Что сделать, чтобы к 14-16 годам  человек становился ВЗРОСЛЫМ - самостоятельным, ответственным, бесстрашным и свободным существом, реально любящим мир, в который он пришел?

Ищу ответы.

p.s.  чото ниодного смайлика :)))))))))   Друзья, пишите свой опыт, свои идеи, в личку, сюда - не важно. Помни, важен - ты, твое! Обнимаю :)))

*это не опечатка :)

ну вот он пишет "Соответственно, мы (я и преподаватель) — соратники, коллеги, причем, я являюсь ниболее заинтересованным лицом в решении этой задачи."

после "причем" там запятая не нужна! ну и что? кого это волнует? зачем нужны эти запятые?

от некоторых запятых зависит смысл ("казнить нельзя, помиловать"), но роль многих из них переоценивается. например, запятыми нужно выделять ВСЕ вводные слова, потому что НЕКОТОРЫЕ без них могут исказить смысл предложения.

запятые необходимы НЕКОТОРЫМ вводным словам в НЕКОТОРЫХ предложениях, а ВСЕМ остальным приходится терпеть эти запятые - это просто правило, которое тем, кто пишет, стоит выполнять, чтобы не промахнуться в важном случае.

если вернуться к смыслу фразы, то, на самом деле, дети/студенты - самое НЕ заинтересованное лицо в этой ситуации (обучения). ни один ребенок, рождаясь, не собирается учить ЧЕЙ-ТО язык и получать ЧЬИ-ТО знания. самые маленькие дети вроде вообще не делят всё на себя и мир. не подают руку, с удивлением смотрят, как их берут за руку и т.п. и потом тоже называют себя в третьем лице ("саша пойдет гулять"). они не понимают, что они - это они, они просто изучают мир вокруг себя, который им подвернулся, и себя, в том числе. они не делят мир на хорошее и плохое и т.п.

и если их не начать адаптировать к установившейся на Земле системе "дом-семья-работа", то они и не адаптируются. они совершенно в этом не заинтересованы. они заинтересованы только в том, что происходит с ними, в их жизни. "дом-семья-работа" и обучение, которое направлено на поддержание этой системы - это план, его им рассказывают, но они не верят, бунтуют, уходят из дома и, как известно, делают разное. и некоторые, кстати, и не возвращаются, выживают и спокойно живут, без ВУЗов и офисов.

мне кажется, искать способы, чтобы сделать 10/15-летнее обучение "светлому будущему" приятным - в любом случае, неблагодарное дело. люди приспособлены изучать только то, что связано с ними напрямую.

государство - это машина, и за счет тех, кто идет по системе, в нем и поддерживается порядок. электричество идет, вода поступает в краны. те, кто "после ВУЗа и не собирался работать по специальности" - жертвы этой системы, как запятые около вводных слов. это универсальное обучение - не для них. для них это контролируемая глупость, через которую нужно несложно пройти, раз уж родился в этом мире. если ты это понимаешь и контролируешь, то все в порядке. это не так сложно понять, и своему ребенку это не так сложно объяснить, я думаю. (ты ведь не смогла объяснить родителям, куда ты хочешь вместо ВУЗа, или даже - в какой ВУЗ. и мало кто может.)

поэтому предлагать глобально освобождать детей от стандартного обучения и давать им свободу выбирать будущее, о котором они ничего не знают - в современном мире, опутанном проводами и информационными системами, просто опасно. потому что никто не застрахован от того, что в очередном поколении не появится ни одного желающего за всем этим следить.

так что системные люди всегда нужны, можно их воспринимать как пушечное мясо, но, на самом деле, они делают очень важное дело, и осознают это, хотя некоторые и переоценивают свои позиции и превышают полномочия. )

я уже давно вне системы, но я прошел через все круги обучения и офисной работы, и три года назад смог сделать осознанный выбор, что я могу и сам выжить в этом мире, вне конвейера - свободно перемещаясь между станками.

системное обучение и системная жизнь помогает в определенный момент сделать шаг из нее, если такое желание возникает. но надо сначала понять, откуда и куда шагать.

и невозможно всех заставить "делать", если можно "не делать", и все остальные ответы на твои вопросы - все это можно доказать только на опыте, для этого надо все время находиться рядом с человеком, и в нужный момент обратить его внимание на что-то - а так можно только со своим ребенком, например. или мужем, хз. ) вообще, семьи и обучение меня мало интересуют. мне нравится встречать людей, которые уже до чего-то дошли, и с ними есть что обсудить. а не обучать их, годами )

похоже на человека, проходящего по веревочному мосту, в котором несколько дыр, и не только не желающего закрыть дыры но еще и пытающегося убедить других что закрыать ничего не надо и кто упадет - тому туда и дорога. прекрасно ;)

Знаешь, Наска, когда я учился в колледже (в возрасте 15-18 лет), я вообще не понимал, зачем учусь. Учёба давалась мне легко, это было такой игрой, гимнастикой для мозгов.
Потом я поступил в универ в Новосибирске, уехал в другой город, пожил в общаге; там у меня встала задача поиска любви и добывания денег на жизнь. Учился я настолько, чтобы не вылететь, но так как всё-таки не дурак, средний балл вышел 4,3. Плюс интересны были предметы профильные, которые я видел полезными своей специальности — программированию.

Если человек живёт за чужой счёт, не любит нагружать свой мозг, то учиться ему вообще незачем. Что он и делает, т.е. не учится. :)

Даже сейчас, когда у меня своя семья, и мне 28 лет, я не считаю себя тотально ответственным и действительно взрослым. До меня недавно дошло (не без помощи ma_sha_ivanova), что бОльшую часть этого времени я жил ответными реакциями на внешние импульсы, а когда количество важных внешних раздражителей уменьшилось, наступил вакуум.
Может быть, решение этих вопросов в том, чтобы человек учился светить своё в мир, действовать проактивно? При этом идиотов с инициативой хватает, нужно ещё действовать от любви. :)

Для меня сейчас это главная задача — любить и передавать свою любовь в мир через действие.

привет :)
хорошая у тебя главная задача. Скоро ты увидишь, что "передавать свою любовь в мир", т.е ЛЮБИТЬ можно ТОЛЬКО через действие, через созидание. все остальное - не оно.. Настоящая любовь - это не ощущение, не чувство, не желание.. это некое качество, которое можно дать в мир (передать, создать, проявить.. что угодно) только став существом такого вот конкретного качества, и у такого существа есть только действия и наверно что-то еще прекрасное в инструментарии, но пока недоступное для описания нашему разуму... как доберемся туда, там сразу и увидим )))

Наска, у мнея тоже были такие чувства после того как я 2 года проболталась и снова вернулась в ВУЗ на 2-й курс.

Отвечаю на воросы что делать:
1. Не насиловть детей в детстве, в школе. Не навязывать свое мнение, не заставлять что-то делать. Воспитываеть них самостоятельность с детства.

2. Делать обучение в ВУЗах интересным и нужным в современном мире.


я так учился. Бросил 3 вуза

можно пойти от себя, - если у меня и у тебя была такая же ситуация то что должно бы было быть по другому , что бы наше прошлое было таким, какого ты хочешь будущего для людей.
я вижу то что, человек должен быть взрослым, и это из семьи из детства. это про тоже, что ты писала в посте - как вырастить детей без границ(не точно цитирую, и даже может это не ты а Таня Шередеко писала, извини, я не точно помню).
то есть задача и этого поста-вопроса- как вырастить таких людей, и мне видится что корневое решение - это семья. а значит те люди, которые сейчас создают семьи.
но да, ведь все существует прям щас и взаимосвязано, и корневое идеальное решение не доступно. и можно делать не самые корневые действия в эту сторону наверно тоже.
я подумала, если бы я прочитала в институте такой пост, встряхнуло бы это меня? я точно помню что институт и работа будущая у меня были не связаны, я не понимала что я буду делать после института, у меня даже не было логической связки - институт -будущая жизнь.
итог сейчас я подумала, что кроме собственной здоровой семьи и себя, можно в эту сторону делать и другие действия(какие конкретно не знаю, из разряда,например интернет-проекты, по проекту "дети" или другое что-то - тогда я думала что это пустое, раз не корневое), которые на первый взгляд кажутся не эффективными для данного вопроса - но тут у меня есть критерий - даже один человек, обращенный в осознанность - это результат, типа того:)
что конкретно делать кроме себя, не знаю.

Я все понял вообще сильно поздно :) после окончания уже. И как учиться, и как сессию сдавать.
Но все же одна штука оказалась правильной - все неинтересные предметы совершенно не пригодились, уже тогда было понятно, чем больше всего хочется заниматься.

Вопрос "Что делать" чудовищно интересен. Надо будет запостить кое-что из Достоевского :)

Чудовищно хочется сделать чтобы все работало! :)
А Федора Михалыча мы все цитируем..

Меня тоже волнует эта проблема. Сын - 15 лет. Что делать? Пытаюсь сейчас как то узнать что ему интересно. Где он хочет учится? Я считаю самое трудное это определить чем ты хочешь заниматься. Я в свое время этого не знала и тупо закончила строительный институт. Сейчас я бы пошла учится в другой вуз.
Племянника сейчас его папа просто за ручку ведет от семестра к семестру, платит взятки, уговаривает, просит. Говорит вот закончит институт, тогда я от него отстану пусть делает что хочет. Не хочу говорит чтобы ребенок пропащий совсем был.
Про себя могу сказать что не уверена что со спокойной душой приму решение сына, например, не учится в институте. В идеале бы хотелось чтобы он сам выбрал интересный ВУЗ и учился с удовольствием. Дай Бог так будет. Потому что тянуть за уши не хочется.

Слава не закончил ни одного вуза
2 раза поступал, потому что родители наседали
и оба раза бросал на 2м и 1м курсах

а я со своими 2-мя высшими шибко умная, да не там где надо :)))

Наска,
нужно развивать себя саму до такой степени, чтобы стать такой глыбой, на которую бы все посмотрели и сказали -- оо, бляаа!! Среда - это попытка создать такие глыбы.
Примеры - Ошо (и его саньяса по всему миру), Ленин и революция, Клейн и Среда.

Еще раз: вот есть гора Кайлаш, единственная в Непале, и вот ты рядом создаешь гору Эверест - выше чем Кайлаш - вот тогда на это обратят внимание.

По другому - работать над собой.

Что для меня сейчас является - работа над собой - это вкачивание своих сил максимально - в себя и в Среду.

В этом смысле стратегия -- развитие себя и Среды - это выращивание горы Эверест, на которую бы потом все посмотрели и сказали: - о, блиааа!!!! - у них палучьилас!!!
То есть - только своим примером, Наса. Колбасим, дорогая.

Наска, вот я не знаю, че мне делать, может ты увидишь со стороны :)
Я сейчас в третьем вузе учусь. и мучаюсь.

Первый (психфак мгу) бросила на третьем курсе, когда поняла, что мне вообще ни один предмет на курсе не интересен. Уехала путешествовать, потому что этого я хотела больше всего.
Второй (британка, граф.дизайн) был интересен, но учили плохо (организация учебного процесса еще не налажена) - на моей работе меня этому же учат в 5 раз быстрее и круче, и с практикой, да еще и те же самые люди, которые писали программу для британки.
Третий (вшк, культурология) интересно, но учиться я совсем не хочу. Если я уйду, то все равно продолжу читать все те книги, которые мне дали, потому что реально я таких интересных книг - про религии и культуру и искусство - никогда не видела :). Но это как хобби, я скалолазанием и то серьезнее занимаюсь - к соревнованиям вот готовлюсь.
Держит меня, в основном, желание родственников, чтобы я получила диплом. Потому что им моя специальность "дизайнер, фотограф" и слова о том, что я работаю на офигенную дизайн-студию и издательство, и у меня все хорошо, это им ничего не говорит.

Короче, я туплю и не знаю, че делать - уходить или не уходить.

ого-опыт у тебя :). Большой Привет, AW!
Вообще ты ответила себе уже, заметила? "Держит меня, в основном, желание родственников, чтобы я получила диплом."
Такой продвинутый для своего возраста (22?) человек, как ты, и учится в ВУЗе из-за родни.. плохо вяжется. Скорее всего не в родне дело, а ты сама еще не решила, нужна тебе корочка и чувство выполненного долга, или нет, типа ждешь когда же станет ясно, порадует тебя твое в/о или бестолку.. как бы не прогадать... понимаю. Не гоже мне гадать ребусы, и не гоже советовать. Все что ты сделаешь - послушаешь кого-то, или сделаешь сама выбор - твоя карма :)))) гоже ее любить типа )))

дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип

Привет, Наса!
Спасибо за прекрасное письмо Зоффа. Он хорошо сформулировал проблему.
Спасибо за отлично сформулированные вопросы, отражающие суть "некого мега-проекта".

Все это вместе - суть самой глубинной проблемы образования и шире, мировоззрения общества, из которой растут и жутчайший дефицит кадров в техносфере, и утечка мозгов, и нехватка управленческих кадров на всех позициях, и развал экономики и общества, включая 1-е место по смертности, самоубийствам и потреблению алкоголя в России. В мире примерно то же, но хрен с ним пока с миром. Будем говорить о России. ( Read more )

Edited at 2009-01-14 03:51 pm (UTC)

Re: дефицит кадров _ новая экономика _ средовой принцип

отвечаю сюда:

я много чего делал, и в смысле духовного развития, и в смысле арт-терапии. с дмитрием александровичем приговым, например, я был знаком. не в смысле что мы сильно дружили, но он меня узнавал при встречах. и я считаю его гением - может это как-то настроит на диалог, не знаю...

основная мотивация у меня - встречать новых людей как можно больше и чаще, узнавать новое и делиться знаниями, потому что я думаю, что не зря мы здесь все собрались в одно время вместе. я за постоянное развитие, обновление и поиск смысла в жизни - но я не готов строить смысл от себя как гражданина россии с вытекающими отсюда мотивациями. я строю смысл от себя как человека, который хочет быть счастливым без привязок к счастью. то есть, я не хочу привязывать счастье к созданным вещам = если я, например, приму участие в создании лучшей в мире российской экономики, а завтра на нее сбросят атомную бомбу, или она начнет войну против всего мира, то мое счастье пострадает. я не готов ставить свое счастье в зависимость от кучи неконтролируемых людей, которые называют себя "россия". слишком большая среда. ) я за 1 человек = среда, если вашим языком.

в данный момент я ничем продуктивным не занимаюсь, потому что переставл понимать, зачем множить сущности, условно говоря. так что решил вступить в это обсуждение, потому что мне интересно, чем еще в жизни можно заниматься. но я против привязок, об этом и написал коммент в вашем жж:

"Эту проблему с поведением разносторонне развиваемой личности - проблему философскую и проблему высочайшего уровня менеджмента развития живых сред - я пока опускаю, разберемся с ней позже."

для меня это и есть главная проблема. когда с ней разбираться?

еще не очень ясно, когда начинать жить на благо общества. я развиваюсь самостоятельно, и не понимаю, почему я должен тратить кучу своего времени на создание "экспериментальных образовательных сред" на уровнях, перечисленных в п.2", например.

я, может, через пару лет пересмотрю образ их создания, и что тогда? возвращаться? как вам это удалось - создать систему внутри себя, и начать ее передавать? то есть на определенном этапе вы сказали себе "стоп, я все понял", пора начинать учить? это интересно.

а если не начинать, а продолжать ходить вокруг, думать, развиваться - это же бесконечно может быть. я решил продолжать ходить, расформировал свой "бизнес", и понял, что люди, которые хотят разиваться, могут развиваться сами в любых условиях, а которые не хотят - не будут, если только не жить с ними 24 часа в сутки. не думаю, что потребность к развитию можно создать "средой", в которую человек будет входить на 4 часа в сутки, особенно если она будет идти в разрез со средой, создаваемой его родителями. или будет конфликт.

так что создавать какую-то глобальную среду для всех - это странное занятие. создание - это остановка (потому что нельзя каждый день менять мнение о том, что хочешь создать) для тебя, и в любом случае не естественная среда для тех, для кого это все создается. так что она не сильно отличается от текущей среды для чистого детского сознания.

хотя мне очень нравится ваш вариант среды, это вообще круто очень и я бы мечтал так расти. но я не уверен, что я бы так же говорил, если бы я вырос в такой среде. все это очень индивидуально, и жизнь - слишком индивидуальный процесс, так что, мне кажется, не так важно, в какой среде ты вырос.

вообще среда - это такая надстройка, которая помогает получать эмоции, счастье, любовь. как бы задает параметры этих вещей, но они остаются базовыми и в любой среде найдется для них место.

а в россии действительно, похоже, есть все эти перечисленные проблемы, но я пессимист по этому поводу и вообще против государств и границ. поэтому я не понимаю, зачем запускать свою жизнь в это направление - менять россию, если живешь на земле и можешь передвигаться по ней. откуда привязка к россии? тут есть проблемы, да. но и в африке есть!

мое мнение - всему свое время.
и ключевые штуки: доверие и свобода

Привет, Маша!

у меня план такой:
1. Сначала решить все эти вопросы внутри своей личности.
2. Если пункт один выполнен на практике, а не в теории, то это станет заметно внешнему наблюдателю. Когда/если это станет заметно и когда/если этот результат вдохновит хотя бы одного человека, то можно задуматься о способе передачи сопряженных с этим навыков.

Сколько бы я ни наблюдал семей с детьми разного возраста (то же касается и групп людей с чётко выделенными лидерами), дети всегда копируют модели поведения окружающих взрослых -- с приоритетом родителей, -- а не следуют указаниям или поучениям. Где бы ребенок ни учился, влияние родителей всегда значительно перевешивает.

Привет, Серега. Спасибо за план. напишу скоро ответ - твой личный план помог мне кое-что увидеть полезное )

Наса, привет!

Про себя. Я в универе училась сравнительно осознанно. В МГУ, а тем более на нашем отделении из 20-ти человек, случайных людей вообще довольно мало, кого попало не брали. Но для меня высшее образование, когда я поступала - это было, прежде всего:
а) следование семейному образу жизни, у меня родители с высшим образованием, и их родители частично тоже, и воспитали меня так, что это обязательная вещь, и притом прекрасная и увлекательная;
б) возможность уехать из города, поселиться в Москве и отдельно от родителей;
в) выучить нормально иностранные языки как верный кусок хлеба;
г) затусоваться с умными людьми, точнее - с самыми умными.

И в общем-то было понятно, что универ для меня - это не столько знания, сколько система мягкой социальной адаптации и тусовка, в первую очередь тусовка с мальчиками, естественно. И меня это вполне устраивало.

Но, конечно, труд двух третей моих преподавателей действительно пропал зазря. Думаю, в вузах попроще чем МГУ, эта неэффективность сильно заметнее...

Что делать в масштабах общества - так далеко я не закидываю, но то что пишет Клейн, и то что делается в новых образовательных проектах - очень вдохновляет. И каким-то боком я буду видимо в этом всем участвовать, тем более когда свои дети будут. А то счас все это непонятно вообще, образование всмысле и воспитание :) Для себя и своих детей буду это решать и выстраивать, конечно. А вот сейчас я на месте, например, Марьяны, не знала бы что делать вот так сразу - если б у меня был ребенок взрослый, которому нужно определяться.

Интересно, насколько существенна сейчас для мальчиков мотивация "закосить от армии" при поступлении в вуз? Мне кажется, что это такая жесткая и нелогичная завязка, что вообще... ужасный хвост тянет. В рекламе платных вузов в метро везде крупными буквами - "Отсрочка от армии!". Мальчики - от армии, девочки - за мальчиками... какая уж там учеба :)

Спасибо, Зы, за развернутый ответ. Прочитала все.
Про армию тема уводит далеко и широко :), успела о многих взаимосвязях подумать, прежде чем пришло решение не продолжать на эту тему.

Воспитанием. :)

Привет, Наса!
Еще хочу добавить про свой ВУЗ - МГИМО.
Когда я поступала, мне не было понятно, чего я хочу в жизни, по этому по стопам родителей. Я училась в основном за оценки, как и в школе, правда бывало местами интересно. У нас была сильная группа, и практически все за исключением меня пошли работать по специальности. Ходили истории про то, что некоторые студенты доучившись до бакалавра поступали во ВГИК или еще какие-то художественно-театральные ВУЗы. Может действительно в ВУЗах попроще дела обстоят не так.

Привет, Аня :)

Спасибо, Наса! Спасибо, Инженер Рая!
За поднятую тему.
Опубликовал твой пост у себя http://i-oms.livejournal.com/83264.html

Дима

Привет, Дима :)